Геннадий Хомутов

ОРЕНБУРГСКИЙ ГЛАЗКОВ

Я возвращался из командировки, и, едва переступил порог квартиры, жена моя, Вера, встретила меня детски-победительными стихами:

 

Наступает дикий холод,

Отвратительный, как бред.

Но на улицу выходит

Удивительный поэт.

Он сидел бы лучше дома

И не ведал холодов.

Но идёт до гастронома,

Потому, что он – Глазков

Он идёт себе отважно

Несмотря на злой мороз.

У него есть дело важное:

Взять вина и папирос.

 

Глазков прислал! – обрадованно угадал я! Да, Николай Глазков, мой кумир шестидесятых годов, гениальный, легендарный поэт, почти не издающийся, мало признанный издательствами. Но стихи его были известны всей литературной Москве благодаря самсебяиздатовским сборничкам в 16 – 20 страничек, отпечатанными на машинке и размноженными поклонниками поэзии.

Поэт. Переводчик. Киноактёр.

О нём я впервые услышал от поэтов Игоря Шкляревского, Анатолия Передреева, Владимира Дробышева. Я уже знал сотни неопубликованных стихов Глазкова и наводнил ими Оренбург. «Заразил» ими всех членов литобъединения при газете «Комсомольское племя».

Я переписывался с Н. Глазковым и всячески старался заманить в наш Оренбург. И Николай Иванович, сам себя называвший великим путешественником, обещал и устно при встречах у него на квартире, и в письмах – открытках с фотографиями старого Оренбурга, и в надписях на книгах, ну, хоть на сборнике «Дорога и звёзды»:

 

Прекрасный Гена Хомутов,

Певец шампанских омутов,

Поэзии достойный друг,

Я путешествовать готов

И не пройдёт двух-трёх годов –

Приеду в город Оренбург…

 

Обещал. И сдержал слово. Приехал руководить семинаром молодых поэтов, который состоялся в обкоме комсомола. Здесь же Николай Иванович целый час читал свои неопубликованные стихи и рассказы, в том числе, и на оренбургские сюжеты. И мы удивились, откуда он черпает всевозможные местные сюжеты. Потом я вспомнил его наказ-пожелание: поэт XX века должен быть краеведом. Отсюда и его многочисленные легенды, баллады, вывезенные из городов и республик.

В Оренбурге Глазков после краткого знакомства обрёл себе новых поклонников – молодых поэтов и журналистов, прозаиков В. Одноралова, В. Кузнецова, Д. Даминова, Н. Болтышева, Ф. Подольских, Б. Бурлака, В. Флейшера.

Были культпоходы в краеведческий музей, где Н.И. Глазков, залюбовавшись многопудовой глыбой орской яшмы с горы Полковник, решил поднять её до потолка, что и сделал, чем страшно напугал работника музея С.А. Попова, который не знал о богатырстве Николая Ивановича и об отсутствии намерения у посетителя из Москвы похищать экспонаты.

Были летучие поэтические встречи за обильным вином в ресторане Урал, в Доме офицеров, в гостинице Оренбург, в Союзе писателей, на квартире писателя Б.С. Бурлака.

Много узнавал я о салоне Л. Брик, о горестной судьбе одногруппницы по литинституту Ксении Некрасовой.

Особое желание Н.И. Глазкова – свидеться с рекой Уралом. Он из Москвы прихватил термометр для измерения температуры воды в Урале. Покатал нас с Димом Даминовым на лодочке по настырным струям Урала. Чувствуя, как мы восхищаемся его работой веслами, припевал:

 

Понапрасну чайка стонет

Надо мной и над волной.

У меня на двух ладонях

Нет мозоли ни одной.

 

Вскоре об Урале он написал прекрасное стихотворение «Река Урал». У него правило было – искупаться во всех реках, воспеть их красоту и величие. Он ненавидел насилие над реками.

 

Течёт Лена, река,

гидростанциями не попорченная.

 

На мой вопрос, что делать с плотинами на великих русских реках, отвечал: в будущем все их разрушат и на их месте напишут: «Памятник идиотизма эпохи социализма».

 Восхищался Велимиром Хлебниковым, который переплывал Волгу у Камышина.

Вообще, восхищался талантливыми пловцами:

 

«Я плыл как Хлебников

И Байрон.»

 

 В тот приезд Н.И. Глазков совершил поездки в Октябрьский и Тюльганский районы с молодыми писателями Владимиром Однораловым и Валерием Кузнецовым. По итогам поездки написалась целая подборка стихотворений оренбургской тематики – «Пугачёвские ордена», «Тюльганская сирень», «Река Урал», «Кот Агат», «В ручейке…», «Выпиван Старкин».

В 2019г. – Глазковский юбилей – 100-летие со дня рождения.

Он, создавший поэтический знак качества страны: «В России всё золотое делают из золота», заслуживает вечной любви и бессмертия.