Геннадий Красников

Старшинов, Волгин, Хомутов...

На недавней соборной встрече писателей России, проходившей в Храме Христа Спасителя в Москве и совпавшей с печальным, всех нас потрясшим, известием о кончине Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, я случайно разговорился с петербургским поэтом Борисом Орловым, возглавляющим местную писательскую организацию. Меня поразил его рассказ о том, что на литературный конкурс молодых талантов Петербурга, поступают работы, в которых юные поэты и прозаики сплошь и рядом используют иностранные слова, сленг, технотизированную компьютерную терминологию, а русский язык знают либо совсем плохо, либо приблизительно. А главное, их совсем не интересуют ни русская история, ни реальная жизнь нашей страны, ни судьба народа, их пустые сердца и примитивные мысли вожделенно обращены на Запад, на западную культуру.

Слушая его, я почему-то с радостью и определенной гордостью вспоминал творчество моих земляков, молодых оренбуржцев. Я вспоминал книги юных поэтов Ольги Мяловой, Варвары Заблицкой, Людмилы Ковалёвой, Михаила Кильдяшова... Я вспоминал прекрасные сборники детской прозы, поэзии и изобразительного искусства "Шкатулка счастья", "Там, где я живу...", "Под небом голубым"... Вспоминал потому, что в этих книгах, в произведениях юных талантов, — нет ничего из того, о чём с такой горечью говорил мой питерский коллега, ни одной из перечисленных им болезней наши ребята, слава Богу не страдают. И, конечно же, я думал в первую очередь о Геннадии Фёдоровиче Хомутове, руководителе литературного объединения, объединения, из которого вышли или в котором продолжают заниматься десятки и десятки одарённых молодых людей. Думал о таланте педагога, воспитателя, собирателя, вдохновителя и, если хотите, вечного покровителя своих учеников. Можно даже сказать, что Геннадий Фёдорович за 45 лет руководства литературным объединением имени Владимира Ивановича Даля — один, в своём неповторимом подвижническом единственном числе, сработал как целый Литературный институт, а лучше сказать, как настоящий Лицей, благодаря которому разносторонне развивались его ученики.

Он, конечно, не бог, и не может дать человеку талант, если таковой у того отсутствует, но и в одарённых и в обычных ребятах он привил и продолжает прививать безусловный вкус к слову, любовь к русскому языку, к русской литературе, к родной истории, уважение к судьбе народа, страны. Всё те бесценные качества, без которых не может быть не только хорошего писателя в будущем, но и гражданина, да и просто нормального человека, ибо не может считаться нормальным и полноценным человек, равнодушный к памяти своих предков, в ком не развито то чувство, которое Пушкин называл любовью "к отеческим гробам", любовью "к родному пепелищу"... Из литературного объединения, которое давно уже можно было называть объединением имени Даля-Хомутова, выходят люди художественно образованные, сохраняющие лучшие традиции отечественной классической культуры и литературы.

Я знаю ещё только двух подобных Геннадию Фёдоровичу истинных подвижников — воспитателей молодого поколения писателей. Это, без сомнения, Николай Константинович Старшинов, прекрасный русский поэт, с которым мы были дружны и проработали вместе в альманахе "Поэзия" более двадцати лет и который до последнего своего часа всё писал письма, всё заботился о ком-то из беспрерывно пополняющегося и пополняющегося полка его бесчисленных молодых учеников. И второй такой же энтузиаст, который тоже вот уже сорок лет бессменно руководит литературным объединением "Луч" при Московском государственном университете — это Игорь Леонидович Волгин, поэт и крупный исследователь творчества Фёдора Достоевского. Учась в МГУ на факультете журналистики, я несколько лет занимался в объединении Волгина и могу с достаточным основанием утверждать, что всех этих трёх талантливых поэтов — Старшинова, Волгина, Хомутова, — объединяет не только общее дело, но и редчайший дар воспитателя, педагога.

Когда-то Александр Твардовский, кстати, не любивший Литературного института, сказал о молодых дарованиях, досаждавших ему своими рукописями: "Топи котят, пока слепые". Так сколько же "котят" спасли от верной гибели, скольким из них протянули руку помощи, скольких вывели на верный литературный путь эти трое подвижников!..

Помню, как Виктор Фёдорович Боков рассказывал мне о своём опыте преподавания в Литературном институте: "Я провёл два-три занятия со своими студентами, — весело говорил он, — и потом объявил им, что больше мне сказать им нечего, всё, что я знал, я уже рассказал... Пригласил их в ресторан, угостил и на том закончил преподавательскую деятельность!"

Так сколько же сил, терпения, ума, знаний, мудрости требуется в столь нелёгком деле как литературное воспитание молодой смены, если такой неукротимый фонтан энергии как Виктор Боков — иссяк после второго же занятия! И вот всеми этими данными обладает Геннадий Фёдорович Хомутов, который даже и в моей далёкой юности, когда я жил в Новотроицке, успел одарить меня своим вниманием, своим неформальным, человеческим и поэтическим участием. Несколько его коротеньких писем с благосклонным разбором моих слабеньких стихов до сих пор хранятся где-то на дне письменного стола...

Скажу ещё только, что есть в высокой педагогической работе Геннадия Фёдоровича и определённая жертвенность, ведь отдавая столько сил и творческой энергии своим воспитанникам, переступив через привычный для писателя эгоцентризм, он практически не оставляет времени на собственное творчество (во всяком случае, в его публичном, печатном виде), на свои стихи, а ведь многое из того, что им написано, давно уже и достойно вошло в лучшие поэтические антологии, хрестоматии и сборники...

Мы-то хорошо знаем, что в нашей жизни от трудов праведных не наживёшь палат каменных и особых наград. Может быть, лучшим утешением и лучшей наградой для воспитателя такого уровня являются успехи и достижения его учеников (а успехи у них явные и безусловные, подтверждённые многими литературными наградами и публикациями в самых престижных изданиях и антологиях!) Могу сказать в завершение, что составленная мной и подготовленная к печати антология русской поэзии XXI века, завершается яркими, очень современными стихами талантливой ученицы Геннадия Хомутова — Варвары Заблицкой...

"Литературная Россия", No 52 от 26.12.2008