Иван Уханов

На страже русского слова

- Самое главное я высказал, написал. И не желаю повторяться, - пояснял поэт Геннадий Хомутов, когда его упрекали в творческом застое.
Он, молодой поэт из Оренбурга, выступил с прекрасными стихами в центральной печати, часть которых была затем включена в престижный еженедельник «День поэзии», куда в те времена приглашались лишь именитые, высокочтимые литераторы страны. И вдруг решил «завязать!»… Знакомые недоумевали: поэт взял хороший разбег. Говоря языком авиаторов, набрал высоту и после нескольких удачных полетов решил… прервать их. Его увещевали, даже осуждали: погляди, твои коллеги-сверстники напряженно работают, издали по две-три книжки, приняты в Союз писателей. А ты?! Не бережешь, не развиваешь талант свой, живешь, прохлаждаясь…
- Стараюсь в согласии с совестью жить, - вяло оправдывался Хомутов. – А названные поэты – не пример для меня. Сделав открытия в своих книжках, они ничего не открыли в последующих. Разжижают себя…
- Но, согласись, настоящий поэт – это беспрерывный пожизненный труд. «Пишу, пока дышу», - сказал один классик. «Ни дня без строчки!» - заявил другой. А твое кредо?
Какое-то кредо Геннадий Хомутов, наверное, имел, но нигде не озвучивал его, не ощущая ни сегодняшней, ни завтрашней стабильности своей жизни, не имея ни выверенной профессии, ни твердого оклада, ни жилья… Отслужив в армии, работал консультантом в Доме народного творчества, сотрудничал в многотиражке «Факел», заочно учился в Литинституте имени М. Горького, по зимам, случалось, устраивался в городскую котельную кочегаром. Был завсегдатаем книжных магазинов, активничал на занятиях литературного объединения при областной газете «Комсомольское племя», а вскоре возглавил его.
Тут-то и сгодились ему литературная эрудиция, врожденный художественный вкус, поэтический опыт… И хотя практика литературного творчества исключает такие понятия, как обучение, наставничество в их прямом толковании, в искусстве нужно до всего доходить самому, все же именно с помощью Г. Хомутова молодые авторы, посещая занятия, начали обретать поэтический угол зрения, учились отличать литературу от литературщины, овладевали  богатством русского слова.
К Хомутову они несли свои первые стихи, басни, рассказы и ликовали, если он, взыскательный мастер, одобрял, некоторые из них предлагал к опубликованию на литературных страницах областных газет. Радость первых публикаций окрыляла. «Мы все начинали в студии Геннадия Хомутова. Она была для нас своеобразным университетом поэтического мастерства, где мы одновременно проходили и теорию, и практику – всю сложную технологию литературного творчества», - вспоминает известный прозаик Петр Краснов. Подобную признательность руководителю областного литобъединения имени Владимира Даля многажды письменно и устно выражали те, чьи имена ныне у всей России на слуху. Среди них Геннадий Красников, Владислав Бахревский, Игорь Бехтерев, Надежда Емельянова, Павел Рыков, Надежда Кондакова, Валентина Ерофеева, Ольга Мялова, Николай Волженцев, Варвара Заблицкая…
Как-то на очередном занятии литобъединения побывал заезжий маститый поэт, после чего посоветовал Хомутову построже относиться к своим воспитанникам: поэзия-де – это не фитнес-клуб, не школа танцев, а всепоглощающий труд, творческое самосожжение. И нет поэзии детской, юношеской, пенсионерской и прочей льготной. Есть просто поэзия -  сокровенная исповедь души, выраженная точными словами…
- Спасибо, - поблагодарил мэтра Г. Хомутов. – В принципе мы так и делаем: графоману прямо, но деликатно говорим, что литературное ремесло не для него. И пусть не тешит себя упрямой надеждой, что стихи писать можно научиться, как езде на велосипеде. Но к тем, в ком есть хоть искорка дара, у нас особый пригляд и ласка. Робкие зеленые ростки мы не поливаем жесткой струей из брандспойта…
Маститый поэт в целом был прав, но требования предъявлял без учета произошедших в постсоветском обществе негативных перемен. Государство, например, перестали интересовать люди художественного труда, статус которых оно даже законом не обозначило. Любовь к живому слову, к отечественному искусству, к Родине – развитие и упрочение в людях этих нравственных начал меньше всего стало озадачивать его и подручные ему средства массовой информации. СМИ призывали творческую молодежь работать на потребу дикого рынка с его мутными, заемными идеалами, нарастающей бездуховностью, цинизмом. Чистоган и коммерциализация в литературной среде, издательский хаос позволяли всякому объявлять себя писателем и при полном отсутствии таланта, но при наличии больших денег издавать свои книги любым тиражом и любого содержания (цензуры-то нет, а вкуса и совести у бездарей не имеется).
В стране – завалы книг криминальной и сексуальной литсивухи, воспроизводящих неистощимую судебную хронику, жуткие уголовные истории, кровавые разборки терминаторов, шлюх, воров, садистов… В книжках этих и на экранах неослабно культивируется атмосфера бесовства, где преступление выдается за отважный поступок, вседозволенность – за свободу, ложь – за правду, где нет места тем, кто честным трудом и умом славит и кормит страну, укрепляя дух и стойкость общества…
Когда в портфеле Хомутова скапливалось несколько стихотворных подборок, он нес их в газету «Вечерний Оренбург» и публиковал со своими предисловиями. А тем, у кого хороших стихов набиралось на персональную книжку, он всячески старался помочь найти издателя и спонсора, который бы вместо государства оплатил издательские расходы. Обращался в разные инстанции, звонил, писал, христарадничал… Благотворители не всегда резво, но все же откликались на его горячие прошения, выручали…
Выпуски первых книжек членов литобъединения отмечались как грандиозные праздники и победы - ведь, заимев свою книгу, начинающие авторы приобретали как бы наглядные свидетельства своего таланта.
Одаренного человека важно не только поддержать словом и делом, его нужно  прежде всего найти, выявить. Этот поиск Хомутовым ведется путем проведения областных литературных конкурсов, по итогам которых издаются коллективные сборники. В Оренбуржье более десяти лет постоянно действуют литературные конкурсы имени С. Т. Аксакова и А. С. Пушкина, недавно учреждена региональная литературная премия имени П. И. Рычкова, большим стимулом для творчества писателей всех возрастов служит губернаторская премия «Оренбургская лира». Сотни школьников, студентов состязаются в ежегодно проводимых тематических литературных конкурсах, таких, как «Мой город любимый», «Рукописная книга», «Солнечный зайчик». Призеры получают денежные премии и сувениры.
Из конкурсного багажа Г. Хомутов составляет сборники и добивается их издания. Книги получаются содержательными, патриотическими, поскольку создаются вдохновенными сердцами влюбленных авторов, хорошо знающих свой родной край. И не случайно областная администрация обратила на эти книги внимание и стала охотнее финансировать их издание. Так, попечением администрации Оренбургской области недавно была издана добротная 638-страничная книга «И с песней молодость вернется», составленная Г. Хомутовым. В нее вошли произведения более ста оренбургских авторов. Чуть позже областное правительство профинансировало издание трехтомной антологии Оренбургского областного литературного объединения имени В. И. Даля «Внуки вещего Бояна», вместившей в себя произведения 160 литераторов, в разные годы занимавшихся в нем. Ее составитель Г. Хомутов провел кропотливейшую поисковую работу, совершил тщательную инвентаризацию всего литературного хозяйства Оренбуржья за целое столетие.
На творческих вечерах Геннадий Федорович представляет зрителям не себя, а своих  подопечных, радуется их творческим успехам, несломленной верности их русской классике.  Про свои стихи говорит мало, хотя издал три небольших сборника, получал премии… Но это так, для отчета, как поясняет поэт, для подтверждения профессиональной пригодности своей  руководить крупнейшим в России литературным объединением, которое он бессменно возглавляет вот уже 50 лет. То есть из мира поэзии Хомутов никогда не уходил, жил в ней скромно и строго, являясь ее неподкупным адвокатом и стражем. Да, стихов у него не так много, зато их знают в Оренбуржье все, кого хоть в какой-то степени интересует настоящая литература.