Иван Ерпылёв

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЮВЕЛИР

Неоспоримым достоинством Геннадия Федоровича Хомутова как многолетнего руководителя литературного объединения имени В.И. Даля является то, что ни один из литгрупповцев не стал жертвой его таланта.

При литературном ученичестве сложно не впасть в подражательство наставнику – явление это давно известно. Н. Гумилев полунасмешливо-полупрезрительно называл литературных дам, окружавших А. Ахматову, подахматовками – за невыносимое эпигонство.

Многие ученики поэта Ю.П. Кузнецова так всю жизнь и подражают стихотворной манере учителя.

Г.Ф. Хомутов – самобытный, интересный поэт, нашедший свою неповторимую поэтическую тему (военное и послевоенное время глазами школьника, студента, рабочего), и именно в силу уникальности этой тематики подражать Г.Ф. Хомутову невозможно. Да и атмосфера литобъединения – совсем не «гуруистская», не располагающая к подражанию стихам руководителя.

Другой особенностью литобъединения является его потрясающая открытость для всех литературных стилей и направлений. В литобъединении сосуществуют и уважительно относятся друг к другу поэты и прозаики с противоположными творческими установками – последователи тихой любовной лирики и жесткого гражданского стиха, приверженцев традиционных стихов и верлибров.

Для Г.Ф. Хомутова точкой отсчета является талант.

Помню, он часто говорил: «Напиши хоть модернистское стихотворение, но чтобы оно было интересным».

Задача литобъединения всегда заключалась в привитии литературного вкуса, классического литературного мировоззрения, а не в следовании творческим догмам или политико-общественным направлениям.

Поэтому все состоявшиеся писатели и поэты, вышедшие из литобъединения, не похожи друг на друга – литобъединение не подавляло собственный голос, а делало его крепче.

Г.Ф. Хомутова не только уважают, но и боятся потому, что он знает цену каждому оренбургскому (впрочем, и российскому тоже) литератору, он может всех «расставить по ранжиру» в зависимости от литературной ценности, а не от званий и лауреатств.

От него на скроешь фальшь, стилистические ошибки, недостаток умения – он снисходителен к начинающим авторам, но беспощаден к мэтрам, так не научившимся работать с текстом.

Г.Ф. Хомутов в критической статье «Глубина и ее видимость» справедливо отметил: «Основная беда в том, что почти у всех авторов нет поэтической родословной. Можно ли определить учителей-классиков у начинающих авторов? Вряд ли. Налицо, скорее, вся современная или названная очень точно – текущая литература. Отсюда и все проходные, как бы узаконенные темы, и небрежность, неряшливое отношение к форме, и отсутствие родовитости».

Верный диагноз – полдороги к выздоровлению. Поэтому у литгрупповцев со времени проходят, стираются творческие недостатки, исправляется, становится точнее, тоньше речь, обогащается словарный запас, вырабатывается свой стиль.

И при этом – каждый остается самим собой. Никогда я не слышал от Геннадия Федоровича совета – что именно следует написать. Уважающий самостоятельность своих учеников, самое большее, что он может сказать: «Здесь неточное слово. Ты хотела сказать так, но вышло по-другому. Подумай, как исправить».

Шлифуются стихи, всеми гранями блестит талант автора.

В том же, что графиту не бывать алмазом – не вина ювелира.